Совсем недавно на популярном мурашинском сайте прочитала: «В Кировской области не будет районов, останутся городские округа». В очередной раз подивилась, как у нас умеют с ног на голову переворачивать информацию. Поэтому пресс-конференция «О модели создания округов в границах муниципальных районов и возможности ее применения на территории нашей области», оказалась своевременной. Состоялась она 21 августа в правительстве области. Благодаря видеосвязи принять в ней участие была возможность и у районных журналистов.
Подробно о том, какие нововведения ждут жителей области, об изменениях, внесённых в закон «О местном самоуправлении» рассказали заместитель министра внутренней и информационной политики Кировской области Андрей Лучинин, председатель ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области» Татьяна Телицина, исполнительный директор АСМО Алексей Потапенко и глава Санчурского района Александр Попов.

Андрей Николаевич напомнил, что в настоящее время в области двухуровневая организация местного самоуправления. Первый уровень — это городские округа и муниципальные районы, второй — городские и сельские поселения. В области 39 районов и шесть городских округов. Поселения административно самостоятельны и независимы от муниципального района, в состав которого они входят. В каждом свой бюджет, аппарат управления, представительные органы. Сколько поселений — столько и Дум. В нашем районе их три, в некоторых до 10. Новая модель местного самоуправления подразумевает образование одного городского округа вместо муниципального района, одного или нескольких городских и сельских поселений.
Почему это необходимо? Показатели развития муниципальных районов за последние годы говорят о концентрации финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов в наиболее динамично развивающихся муниципальных образованиях и снижении экономического, трудового и налогового потенциала «слабых» территорий. Для большинства городов, поселков городского типа, которые входят в состав муниципальных районов и являются их административными центрами, характерно то, что инфраструктура сосредоточена преимущественно именно на их территории. Эти населённые пункты играли важную роль для экономического развития всего района. Социально-экономическое развитие регионов требует определения территорий, центров и точек социальнороста, развития, который должен осуществляться при соблюдении баланса социально-экономического развития и развития территориальной организации местного самоуправления.
В условиях существующей социально-экономической ситуации в стране и при действующей системе финансирования местного самоуправления, сельские поселения не в состоянии собственными доходами покрыть расходы на исполнение своих полномочий. Не могут обеспечить необходимое развитие коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры территорий. Есть объективные обстоятельства и тенденции, влияющие на территориальную организацию местного самоуправления: это миграция населения, отток сельских жителей в административные центры районов и крупные города области. Они привели к изменению структуры населения в сельских поселениях. Там население, в основном, предпенсионного и пенсионного возраста. А экономика не может развиваться без трудовых ресурсов. Нет предприятий — нет денег в бюджете поселения. А это осложняет задачу самостоятельной и эффективной организации самоуправления.

— Сама жизнь заставила вернуться к вопросу создания новых форм организации местного самоуправления вновь. Специалисты министерств правительства области, главы муниципальных образований изучили его. Анализировали законодательство и практику применения в других регионах, выезжали в области, где подобная практика уже есть. К тому же в ряде районов уже проведено укрупнение округов, поэтому пришли к выводу, что на территории нашей области возможно продолжение реформы и создание городских округов в границах муниципальных районов, — рассказал Андрей Лучинин.
— Практика создания городских округов есть в Оренбургской и Нижегородской областях. Мы же побывали в Пермском крае, чтобы оценить эффект от их создания, понять преимущества и недостатки такой модели, — рассказала Татьяна Телицина. — В состав делегации вошли глава Пижанского района, депутаты Законодательного собрания, представители от правительства области. Изучали, беседовали с людьми. Важно, что не услышали ни одного отрицательного мнения или сожалений.
Алексей Потапенко отметил, что основные преимущества и положительные преобразования территорий путем образования городского округа и объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района с городским округом обосновано в части 7 и 3.1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ. Это централизация и повышение эффективности муниципального управления: консолидируются кадровые ресурсы, создаются единые органы муниципального управления в сфере финансов, управления имуществом и земельными ресурсами, образования, культуры. На территориях преобразованных поселений в администрации городского округа создаются территориальные отделы, которые будут оперативно решать вопросы непосредственного жизнеобеспечения и связи с населением. Именно так действует эта модель и у наших соседей.

Процесс преобразования длительный, займёт от полутора до двух лет. Включает в себя ряд процедур, предусмотренных федеральным законом. При этом при решении вопросов по оптимизации муниципального устройства нет задачи тотального преобразования муниципальных образований. Там, где образование городских округов не будет способствовать ускорению социально-экономического развития, о преобразованиях речи не может быть.
Создание единого городского округа должно способствовать развитию единой коммунальной, транспортной, социальной и иной инфраструктур. Это консолидации финансовых ресурсов и единая финансовая и инвестиционная политика на территории всего городского округа за счет оптимизации бюджетной политики, повышения инвестиционного потенциала территории. Единые устав и бюджет, будут учитывать интересы всех территорий, дают возможность концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, планировать социально-экономического развития единого муниципального образования. Централизованный аппарат управления позволит повысит оперативность решения вопросов управления территорией. Будут сформированы территориальные системы муниципального управления. Введено понятие старост, как выборной должности. В числе преимуществ названы оперативное управление ресурсами местных бюджетов, реализация единой финансовой и инвестиционной политики на территории всего городского округа, централизация и повышение эффективности муниципального управления, развитие единой коммунальной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры и ее доступности для населения объеденной территории.

Решение о переходе на новую модель остается за районами. Сейчас инициативу образования городских округов предварительно выразили пять районов: Богородский, Лебяжский, Санчурский, Орловский и Унинский. Их главы совместно со специалистами министерств правительства области прорабатывают вопросы, связанные с преобразованием муниципальных образований. Это и нормативные, и финансовые документы. На переходный период отведён год. В январе 2020 г. в этих районах уже будут городские округа. Поэтому уж сейчас формируют бюджеты. Глава Санчурского района Александр Попов подробно рассказал, как у них проходило обсуждение этого вопроса. Он входил в состав делегации, которая побывала в Пермском крае, поэтому встречаясь с активистами и общественностью района, подробно рассказывал об увиденном, приводил серьёзные документы, опираясь на местную реальность:
— В маленьких районах тенденция такова, что население каждый год уменьшается. Мы понимаем, что у нас возникает проблема, которая так или иначе заставит задуматься о преобразованиях, которые бы позволяли и в наших условиях создавать комфортные условия жизни, эффективно работать. Основная мысль — это развитие территорий и повышение качества жизни населения. В рамках этой задачи мы прорабатывали все варианты, обсуждали их с главами поселения, активом района, руководителями предприятий и общественностью. Вместе пришли к выводу о целесообразности создания округа в границах Санчурского района. Главный принцип, которым мы руководствовались, принимая на общественном совете района решение, не навреди. Не навредить землякам и району.
На видео-конференции прозвучало, что поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Но статус сельских населенных пунктов не изменится и во вновь созданном городском округе их жители сохранят все льготы и компенсации.
Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, также утрачивает статус муниципального образования. Чтобы не было никаких кривотолков, сразу же оговорюсь: речь идёт не об административном делении. Территориально районы и населённые пункты останутся в прежних границах. Если решение об объединении будет принято и мурашинцами, то Мурашинский район в нашем привычном понимании по-прежнему будет Мурашинским районом и сохранит свою целостность и границы. Так что адрес для писем и посылок останется прежним: «Кировская область, Мурашинский район…»

Ольга Мильчакова.

Добавить комментарий

Навигация по записям