Накануне Дня Победы Л. С. Суслова рассказала читателям о почти чудесном для наших дней событии – список пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны стал на одного меньше. В Псковской области участники поискового отряда «Высота» подняли останки нашего земляка Шалагинова Михаила Ивановича. Установить это помог сохранившийся медальон. Через столько лет это действительно сродни чуду, ведь с каждым годом всё меньше возможности находить медальоны, записки из которых можно прочитать. И всё же каждое вновь обретённое имя – это сигнал живущему сейчас поколению: «Какой ценой победа нам досталась, ты помни, никогда не забывай!».IMG_1839 1

За каждым именем, за каждым поднятием и перезахоронением с воинскими почестями – огромная работа, тяжёлая, в суровых условиях. Но каждый год находятся те, кто по воле сердца отдаёт своё время и силы, несёт материальные затраты, участвуя в очередной «Вахте Памяти». Они остаются в тени за словом «поисковики». Их не знают поимённо, но сегодня и они – бойцы, которые ведут своё сражение – за Память. Мало кто догадывается, что есть они и рядом с нами. Живёт себе обычный мурашинский парень, с женой воспитывает дочку, как многие сейчас, трудится на «фанерке». Но раз в год он отправляется нести Вахту Памяти в составе кировского поискового отряда «Фронт», входящего в состав поисковой экспедиции «Долина».

С Василием Заборских я познакомилась благодаря Калерии Сергеевне Тереховой 12 лет назад. Тогда он, ещё учась в школе, уже побывал в двух поисковых экспедициях. Окончив школу, почти на десять лет уехал из Мурашей и вот недавно вернулся.

В апреле Василий Евгеньевич совершил уже четырнадцатую свою поисковую экспедицию! Нынешней весной отряд «Фронт» работал в Новгородской области на территории Рамушевского коридора между Демянском и Старой Руссой. В эти места поисковики приезжают не первый год. Меняются пейзажи, на месте пустошей, которые в войну простреливались на несколько километров, поднимается лес, болота затягиваются растительностью или, напротив, уходят под воду. Но словно не хочет, не готова ещё земля взять на себя грех и полностью поглотить следы великой беды, разразившейся над нашей Родиной.

ДЛЯ СПРАВКИ:

В конце января 1942 года наши войска, развивая успех контрнаступления под Москвой, вышли на рубеж Старая Русса-Демянск. Результатом встречных ударов, наносимых войсками 1-го гвардейского корпуса, соединениями 34-й армии и 2-го гвардейского корпуса, стало разъединение Старорусской и Демянской группировок противника, а затем — окружение Демянской группировки в составе 7 дивизий 16-й немецкой полевой армии под командованием генерал-фельдмаршала фон Буша. В «мешке» оказалось около 70 тысяч человек. Демянский котёл вошёл в историю Великой Отечественной как первое окружение значительной группировки немецких войск. Но бои по её уничтожению растянулись на целый год и сопровождались большими потерями с обеих сторон.

 Рамушевскую горловину Демянского «мешка» немцы называли «коридором смерти». Думается, аналогично воспринимались бои в «коридоре» и нашими — противоборствовавшие стороны несли тяжёлые потери.  Неоднократные наступательные операции по ликвидации демянской группировки не принесли успеха. Трудности при наступлении создавали лесисто-болотистый рельеф, полное отсутствие дорог, большое количество рек, текущих с юга на север, множество мелких озёр с зыбкими торфяными берегами. В болотах тонули машины, танки, орудия. Прокладываемые дороги, «лежнёвки» через непроходимые леса немедленно раскрывали противнику любую оперативную перегруппировку войск, позволяя ему принимать своевременные контрмеры.

И спустя 70 лет всё в этих местах напоминает о тяжёлых боях 1942–1943 года.

На многочисленных мемориальных плитах — многие сотни имён. А сколько неизвестных героев лежат непогребёнными в лесах и болотах?..

D7Q1TmiwOYs

Отряд стоял на болоте Сучан. Работы вели на расстоянии в несколько километров в разных направлениях от лагеря. Задача отряда, в котором состоит В. Заборских, в основном разведывательная. Нужно найти предположительное место боя, атаки, проверить каждый сантиметр под ногами, каждую воронку. Если что-то нашли, чётко определить фронт работ, занести его на карту, по которой уже будут работать и вести раскопы основные поисковые бригады.

Поисковики-разведчики работают практически вручную. Металлодетекторы здесь малоэффективны, после войны столько железа осталось, что будет сплошной сигнал. Основной инструмент – армейский щуп. Это длинная алюминиевая пустотела палка, на конце которой закалённая стальная проволока.

— Щуп хорошо проводит звук. Им проверяем в каждой воронке, под каждой корягой. В кость он не втыкается, но передаёт такой особый глухой звук, который знает и понимает каждый поисковик. Правда, иногда путают ветки деревьев, пролежавшие в воде много лет. В них тоже щуп не втыкается, а звук несколько похож. Но у нас правило одно: «Не уверен – копай! Уверен… Тоже копай!». Сейчас найти верховых солдат на болоте – большая удача. К тому же в основном работать приходится уже на местах бывших поисковых работ, которые ещё в советское время проводили военкоматы. Тогда не ставили задачу полностью поднять солдата, забирали только крупные фрагменты, медальоны и оружие с боеприпасами. Поэтому мы поднимаем много доборных останков. Находим и целых, в основном, в неудобных для подхода местах. В этом году нашёл солдата у старой трухлявой берёзы – она в воде стояла, и рядом видно ноги. Сделали запруду три на три метра, отвели воду, опрокинули дерево, а из-под корней каска выпала с останками… Всего наша группа нашла в этот раз семнадцать погибших солдат. Были найдены три медальона, два с записками, одна подписная ложка, но без бойца, его уже кто-то когда-то забрал. На ложке читается «Родился в Казани в 21 г., на ручке с одной стороны «Павлик», с обратной «Коля» или «Поля» и слова «люблю вас». Зрелище, конечно, печальное, — рассказывает Василий. И сопровождает рассказ фотографиями в телефоне. А у меня перед глазами туман и комок в горле, едва получается делать записи. К слову, мой собеседник в словах и эмоциях сдержан, говорит быстро и по существу. И каждое слово – это история чьей-то оборвавшейся жизни, убитого счастья какой-то семьи… А рассказ продолжается:

96q3oznG0Os— В прошлую Вахту поднимали в основном из воронок, куда скидывали убитых бойцов. В воронках с водой работаем металлическими крюками. Здесь много солдат доборных. Из одной воронки диагональю три с половиной метра подняли несколько солдат, от одного обнаружили единственный фрагмент  — руку, плечевую кость. На каждого найденного солдата заводится специальный бланк, куда заносится вся информация: координаты, положение. Останки раскладывают на специальную двухметровую карту, делают фото. Отчётность в работе поисковиков с каждым годом всё серьёзней и строже. Если работаем в воронке, поднимаем все останки, дальше с ними работают медики.  У нас в отряде в основном или студенты, или бывшие выпускники медицинского института, причём, лучшие. Ведь им, чтобы нести Вахту весной или осенью, нужно отлично учиться, сдавать зачёты и экзамены экстерном, зарабатывать «автоматы»… Столько десятилетий прошло, засухи, дожди, морозы, болото делают своё дело, кости разрушаются. Порой солдат на листочке А4 весь tyqlKUlv9aAпомещается. Или в каске, — приглушив голос, завершает свой рассказ В. Заборских.

Со стороны это ужасная картина, но это великое дело! Солдат найден, поднят и будет захоронен с воинскими почестями. Пусть далеко не каждому суждено вернуть имя, будет место, куда смогут прийти с земным поклоном потомки или просто следующие поколения. Одному из знакомых поисковиков Василия в прошлом году довелось привести к месту гибели найденного им солдата его дочь и внучку. Они долго стояли там, на болоте, молча… О чём думали и что чувствовали  — известно одному Богу, и, наверное, их солдату, который теперь уже не «между адом и раем».

За время участия в поисках отрядом Василия было найдено более полутора тысяч бойцов. Родственники одного из пропавшего без вести в 42-ом году солдата из Бурятии смогли узнать о его судьбе благодаря В. Заборских. В 2015 году ему удалось найти бойца и медальон с сохранившейся запиской. Конечно, прочитать её сразу уже было невозможно, но специальные компьютерные программы, меняющие цвет изображения, помогли расшифровать текст.

Вся история этой поисковой операции хранится в семье Василия в виде памятного альбома, который ему подарил командир отряда, кировский хирург-офтальмолог Алексей Кутергин. Это он идейный вдохновитель поискового «Фронта». Он изучает карты, накладывая современную на историческую, вчитывается в каждую строчку описания боевых операций на том или ином участке, ищет спонсоров и другие финансовые возможности, ведь дело это затратное, принимает решение, куда поедет отряд в следующую Вахту.

_lYhVR6ZaVoЕсть у поисковиков особое чутье, словно подают им голоса солдаты, что «превратились в белых журавлей». Бывает, возвращаются на одно и то же место, потому что оно «держит». Так, уже снимаясь с лагеря после Вахты, решили закрепить результат и посмотреть ещё в одном направлении, а там… У ручья на берегу горы ботинок! «После ста я уже перестал считать, — рассказал Василий. — У каждого дерева горы касок. Судя по обмундированию, солдаты погибли осенью». И этот эпизод есть на фото. Жуткая картина, если найти в себе силы и хоть на минуту попытаться представить, как в считанные минуты погибли больше сотни незащищённых бойцов. Может, среди них были и мурашинские…

IMG_1834После окончания Вахты Памяти командир вручает отличившимся поисковикам медали поисковой экспедиции «Долина» «За активную работу в поисковом движении», есть у В. Е. Заборских и памятная медаль «Ветеран поиска. 10 лет». А на обороте выбиты слова А. В. Суворова: «Война заканчивается тогда, когда похоронен последний павший на ней солдат». Слова, которые, став жизненным ориентиром, заставляют Василия каждую весну ехать на вахту – Вахту Памяти.

Ирина Харюшина

От редакции:

В настоящее время создано Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России».

Оно основано в апреле 2013 года и является самой крупной организацией, занимающейся полевой и архивной поисковой работой. Движение объединяет более 42 тысяч поисковиков всех возрастов в составе 1428 поисковых отрядов. Региональные отделения Движения открыты в 82 субъектах Федерации.

Участники ведут поисковые работы во всех уголках нашей страны, которые затронула Великая Отечественная война: в Аджимушкайских каменоломнях Керчи, на курильском острове Шумшу, на Смоленской земле, на островах Гогланд и Соммерс в Финском заливе, — всего в 38 субъектах Российской Федерации.

В прошлом году «Поисковое движение России» провело 1349 поисковых экспедиций, в которых приняли участие 37856 человек. В ходе экспедиций подняты останки почти 20 тысяч солдат и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны, установлены имена и судьбы 1021 бойца.

Активисты Движения не только каждый год выезжают на поля сражений, но и работают в архивах, помогают родственникам узнать о судьбе своих близких, ухаживают за воинскими захоронениями, составляют Книги Памяти, занимаются патриотическим воспитанием, реализуют просветительские проекты, проводят выставки по итогам поисковых работ.

У Движения есть официальный сайт rf-poisk.ru. Здесь можно узнать об экспедициях и их результатах, найти региональные поисковые отряды, а также изучить всё, что необходимо знать перед вступлением в ряды поисковиков.

Добавить комментарий

Навигация по записям